Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891–1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвящённую своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера — набор счётных палочек, которые ещё называют «числами в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырёхгранные палочки десяти цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер пособие так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определённое число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Выпускаемые производителями счётные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластик). Для начала можно использовать упрощённый набор из 116 палочек. В нём 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 жёлтых, 9 фиолетовых, 8 чёрных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки"ребёнка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки выступают уже как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры и занятия с палочками Кюизенера
- Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
- Предложите малышу взять как можно больше палочек в правую руку, а затем — в левую.
- Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики и гаражи.
- Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера: от меньшей (белой) к большей (оранжевой), и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки. Можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
- Выкладываем лесенку, пропуская по одной палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
- Можно строить из палочек объёмные постройки, как из конструктора: колодцы, башенки, избушки и т. п.
- Раскладываем палочки по цвету, длине.
- «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»
- «Положи столько же палочек, сколько и у меня».
- «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
- Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока ребёнок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
- Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и затем поменяйте палочки местами. Малышу надо вернуть всё на место.
- Выложите перед ребёнком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
- Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
- «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной и т. п.».
- Разложите палочки на две кучки: в одной 10 штук, а в другой — две. Спросите, где палочек больше.
- Попросите показать вам красную палочку, синюю, жёлтую.
- «Покажи палочку, чтобы она была не жёлтой».
- Попросите найти две абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
- Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
- Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
- Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 — белая, 2 — розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.
- Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
- Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
- Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
- С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
- «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».
- «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».
- «Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди две палочки одной длины. Какого они цвета?»
- «Возьми любые две палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».
- Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа — четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
- «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке» (получится квадрат).
- «Положи синюю палочку между красной и жёлтой, оранжевую — слева от красной, розовую — слева от красной».
- «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови её цвет» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
- «С закрытыми глазами найди в наборе две палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»
- «С закрытыми глазами найди две палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?»
- «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой. Угадай её цвет».
- «Назови все палочки длиннее красной, короче синей» и т. д.
- «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».
- Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем: какая палочка в самом низу, а какая — вверху; какая палочка расположена между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже — бордовая или синяя.
- «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки — им соответствует голубая» и т. д.
- «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».
- «Из каких двух палочек можно составить красную (состав числа)?»
- «У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине как красная?»
- «Из каких палочек можно составить число пять (разными способами)?»
- «На сколько голубая палочка длиннее розовой?»
- «Составь два поезда. Первый — из розовой и фиолетовой палочек, а второй — из голубой и красной».
- «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на один вагон».
- «Составь поезд из двух жёлтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек».
- «Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?»
- Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребёнка с долями и дробями: «Покажи одну часть из четырёх, две части из четырёх. Что больше — 1/4 или 2/4?»
- «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».
- Выложите из палочек Кюизенера фигуру и попросите ребёнка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребёнка листом бумаги).
- Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую» и т. д.
- Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.
- Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.
Более подробно с методическими рекомендациями можно ознакомиться в пособии «Развивающие игры и занятия с палочками Киюзенера».
Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В. Новиковой и Л. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал». По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита — то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.