Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции

В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и воспитанники детских садов вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения дошкольного образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально трансформировалась.

От общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений, специалисты вынуждены работать в дистанционном формате образовательного процесса. Значимыми проблемами перехода образования на онлайн-формат являются психоэмоциональные, социально-психологические, финансовые трудности, уровень навыков владения компьютером детей и взрослых, технические сбои, соблюдение гигиенических требований нагрузки для здоровья детей, а также возрастные возможности детей (Волкова, 2020).

Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению образовательной деятельности родителями дошкольников, длительное пребывание детей в замкнутом помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи особенно актуальным. Изолирование семей с детьми дошкольного возраста в ограниченном пространстве может быть фактором, способ­ствующим возникновению острых психологических состояний.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции

В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и воспитанники детских садов вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения дошкольного образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально трансформировалась.

От общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений, специалисты вынуждены работать в дистанционном формате образовательного процесса. Значимыми проблемами перехода образования на онлайн-формат являются психоэмоциональные, социально-психологические, финансовые трудности, уровень навыков владения компьютером детей и взрослых, технические сбои, соблюдение гигиенических требований нагрузки для здоровья детей, а также возрастные возможности детей (Волкова, 2020).

Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению образовательной деятельности родителями дошкольников, длительное пребывание детей в замкнутом помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи особенно актуальным. Изолирование семей с детьми дошкольного возраста в ограниченном пространстве может быть фактором, способ­ствующим возникновению острых психологических состояний.

Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения

29 апреля 2020 г. Федерация психологов образования России провела вебинар «Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений)». Для повышения эффективности психологического сопровождения в системе образования в условиях дистанционного режима обучения педагогам психологам необходимо:

  • знать практики работы с кризисными эмоциональными состояниями (тревога, плач, агрессия, истерика) в процессе телефонного или онлайн-консультирования;
  • выдавать рекомендации для детей и родителей, находящихся в режиме самоизоляции;
  • понимать проявления кризисных состояний во время дистанционного консультирования;
  • принимать границы ответственности педагога-психолога, других специалистов и родителей ребенка;
  • использовать способы преодоления психологического барьера дистанции при дистанционном общении;
  • знать основы профилактики кризисных состояний у несовершеннолетних в дистанционном режиме обучения (Ермолаева, 2020).

Согласно рекомендациям Министерства просвещения РФ для специалистов психологической службы, в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции от 27 марта 2020 г. №07-2446 «О направлении информации» форматы и технологии психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса должны включать в себя:

  • консультирование онлайн (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);
  • консультирование по принципу «телефон доверия» через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;
  • диагностику через сеть Интернет, с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);
  • создание онлайн-опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы);
  • психологическое просвещение и психо-профилактику посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;
  • психологическую коррекцию с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);
  • использование мобильных и интернет-трекеров для фиксации и мониторинга социально-психологической адаптации;
  • фиксацию и хранение результатов тестирований для мониторинговой деятельности в виртуальном облаке.

Исследование

Но насколько психолого-педагогические службы готовы к подобным изменениям?

Было проведено исследование на выборке педагогов-психологов ДОО / ДОУ г. Екатеринбурга, педагоги-психологи, специалисты и воспитатели, участники вебинаров и онлайн-конференций по дистантному образованию.

Характеристика исследования: Многолетняя работа районного методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений и организаций управления образования Ленинского района Департамента образования администрации г. Екатеринбурга позволила активно изучать специфику психолого-педагогического сопровождения семьи при переходе на дистанционный формат дошкольного образования. Анализ информации чатов педагогов и специалистов системы образования дал возможность выявить их отношение к процессам внедрения дистанционных технологий, текущие проблемы и перспективы использования в системе дошкольного образования.

Методы: теоретический анализ литературных источников, метод экспертных оценок, анализ информации чатов педагогов системы образования.

Результаты: 

Для психолого-педагогической работы в новой реальности оказалось необходимым:

  • организация рабочего места в домашних условиях;
  • подбор инструментария с возможностью использования в дистантной форме;
  • освоение дистанционных форм работы;
  • освоение форм работы с семьей как с группой;
  • соблюдение этических норм при проведении консультирования и диагностики в условиях совместного нахождения всей семьи

Использование мультимедийных технологий, онлайн-платформ и виртуальный формат общения оказались сопряженными с рядом проблем в деятельности педагогов-психологов детских садов:

1. Проблемы организационного характера:

  • отсутствие единой цифровой образовательной платформы;
  • неустойчивая интернет-связь;
  • трудности в установлении и поддержании дистанционного контакта педагога-психолога с семьей, педагогами и администрацией детского сада;
  • сложности в организации и проведении рекомендуемых опросов и установочных бесед в условиях дистанционного режима обучения;
  • отсутствие у многих специалистов необходимого домашнего оборудования для дистанционной работы;
  • несовпадение имеющихся гаджетов для дистанционного взаимодействия.

2. Проблемы готовности к осуществлению дистанционного взаимодействия:

  • недостаточный уровень компетенций педагогов-психологов для владения компьютерными технологиями дистанционной коммуникации с участниками образовательных отношений.

3. Отсутствие общего навыка работы в дистанционном формате.

4. Отсутствие навыка работы в дистанционном формате для оказания различных видов психологической помощи при проведении консультаций просветительского, методического и организационного характера:

  • слабая информированность педагогов-психологов об условиях организации образовательной деятельности и досуга в домашних условиях;
  • незнание методов, приемов и технологий для повышения мотивации детей дошкольного возраста при участии в дистанционном взаимодействии со специалистами детского сада;
  • слабая информированность о возможностях улучшения адаптации детей и взрослых в условиях самоизоляции.

5. Невозможность организации необходимого рабочего пространства в домашних условиях.

6. Отсутствие опыта самопрезентации как профессионала в условиях дистантного взаимодействия.

7. Проблема неготовности оказания профессиональной экстренной и кризисной психо-логической помощи в специфических психологических состояниях неопределенности, тревожности, различных негативных эффектов (паники, агрессии и т.п.) в условиях самоизоляции.

8. Незнание психологических методов и техник саморегуляции в условиях эпидемической паники.

9. Отсутствие профессионального опыта консультирования, направленного на формирвание навыков и умений адаптироваться к условиям физической, психологической и социальной изоляции.

10. Неготовность к выдаче психологических рекомендаций родителям по самоорганизации времени и пространства для взаимодействия с их ребенком, повышения стрессоустойчивости в условиях самоизоляции семьи.

11. Отсутствие возможности сетевого взаимодействия для психологического сопровождения педагогов в условиях дистанционного обучения.

12. Наличие у педагога-психолога проблем нахождения со своей семьей в ограниченном пространстве и возникновения негативных психологических реакций, как и у всех остальных родителей и педагогов ДОО / ДОУ.


Можно выделить следующие возможные формы психологической поддержки в дистанционном режиме педагога-психолога ДОО / ДОУ, используемые в работе с родителями и педагогами:

  • психологическое просвещение в онлайн-режиме: использование аккаунтов в социальных сетях, собственных сайтов или сайтов детского сада, Skype, WhatsApp, Viber, создание видеоконтента, инструкций, вебинаров, коллекций мультфильмов или детских фильмов для семейного просмотра, ссылок на полезные для занятий с детьми электронные ресурсы для детей и родителей;
  • психологическая профилактика в дистанционном режиме: разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям для оказания помощи в воспитании, развитии и обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обучение навыкам саморегуляции, позитивным стратегиям совладающего поведения;
  • психологическое дистантное консультирование: применение методов экстренной и кризисной психологической помощи семье, педагогам или представителям администрации;
  • помощь родителям в самоорганизации для осуществления совместной разнообразной деятельности с ребенком;
  • психологическая диагностика: использование возможностей психодиагностических порталов (например, аттитюд.рф) для выявления текущего психического состояния детей и взрослых, мониторинг, создание онлайн-опросов с помощью интернет-конструкторов (например, Google-формы);
  • психологическая коррекционно-развивающая работа: с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp и других цифровых платформ для детей с ОВЗ, родители которых могут помочь ребенку выполнить задания, предлагаемые педагогом-психологом.


Выводы:

  1. Полноценное и адекватное психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях самоизоляции семьи возможно только при наличии соответствующих усилий со стороны специалистов, их непосредственного участия в развитии системы дистанционного образования и повышения его качества.
  2. Пути принятия и расширения использования дистанционных технологий в дошкольном образовании педагогами-психологами могут быть реализованы при условии опоры на себя, постоянного обучения и самообразования, использования в собственной жизни методов саморегуляции и контроля собственных эмоций, понимания, что онлайн – не история безысходности, а мотивация для обучения и развития. Необходимо перестать «воевать» с онлайн-образованием и принять его как помощника.

Заключение:

В эпоху пандемии педагоги детских садов получили абсолютно новые компетенции работы в дистанционном формате, и в дальнейшем детский сад станет детским садом с доставкой на дом, у него появятся новые функции – не «вместо», а «вместе». Детский сад фактически вошел в семью, это новый опыт, который весьма поучителен и значим (Волосовец Т.В., 2020).

Автор статьи: Шабас Светлана Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Гуманитарного университета, Почетный работник общего образования РФ (Екатеринбург)

Источник: журнал Современное дошкольное образование
Вы можете полностью ознакомится со статьей и исследованием, перейдя по ссылке и оформив подписку.

923
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё