NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКИ

Сказкотворчество дает нам редкую возможность открыть внутренний мир ребенка, понять состояние его души.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКИ
Колдина Дарья Николаевна
Воспитатель, учитель начальных классов, автор книг для детей и методических пособий

Скромные молчаливые послушные детишки, как правило не вызывают никаких нареканий со стороны родителей и воспитателей. В то время как от гиперактивных и агрессивных детей окружающим их взрослым нет покоя ни дома, ни на улице, ни в детском саду. Но скромность, агрессивность, боязливость, нервозность, замкнутость – это всего лишь внешние симптомы, которые являются следствием душевных проблем. Отсутствие внутренней гармонии у ребенка приводит к разрушению личности, ухудшению здоровья, торможению развития. Чтобы помочь такому ребенку, для начала нужно составить полную картину о его чувствах, мыслях, причинах его поведения и поступков. Затем уже сформулировать коррекционные задачи для дальнейшей работы. Как же это сделать?


Волшебное сказкотворчество


Самым главным средством, помогающим понять своего ребенка, безусловно, является общение. Ребенок должен разговаривать, выходить на диалог, задавать вопросы. Чаще расспрашивайте малыша о его планах, желаниях, приятных и неприятных ощущениях. Но далеко не все дети готовы делиться своими эмоциями даже с самыми близкими людьми, а другие и хотели бы, да не умеют этого делать. Значит, надо учить детей выражать себя и свои эмоции, но как?

В таком случае нам на помощь приходит сказка. Сказки любят все, и в сказках возможно всё. Сказкотворчество дает нам редкую возможность открыть внутренний мир ребенка, понять состояние его души. С помощью сказки мы оказываем малышу эмоциональную поддержку, тем самым успокаивая его, и показываем, какими способами можно решить проблемную ситуацию. Также с помощью сказок мы можем получить самый богатый и главное, незаметно для ребенка, собранный, диагностический материал.

Методы работы с диагностической сказкой

Различают четыре возможных варианта диагностической работы со сказкой

  1. Взрослый рассказывает специально заготовленную сказку и наблюдает за реакцией ребенка, отслеживает позы ребенка, движения, мимику для того, чтобы выявить ценностные представления, наиболее значимые эпизоды, возможные страхи и т.п. В сказке главный герой должен быть очень похожим на вашего ребенка, и с ним должно происходить примерно то же, что и с вашим малышом. Через некоторое время вернитесь к прослушанной ребенком сказке и спросите: «Кто из героев сказки тебе понравился больше всего?», «А как бы ты поступил на его месте?».
  2. Взрослый начинает сочинять сказку, а ребенку надо продолжить или ответить на специальные вопросы: «Что было дальше?», «Что подумал зайчик», «Как думаешь, послушался ежик свою маму?».
  3. Взрослый просит ребенка самому сочинить сказку, в том числе и о самом себе. Таким образом, можно проследить, кем себя ощущает ребенок: героем или несчастливцем, и какой представляет свою дальнейшую жизнь.
  4. Взрослый просит рассказать ребенка его любимую или наиболее запомнившуюся сказку или рассказ, при этом подразумевается, что главный герой сказки и есть прообраз ребенка. Сказки, прочно закрепившиеся в детской душе, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев ребенка.

Во время работы со сказкой необходимо обращать внимание на признаки психологического дискомфорта:

  • на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа, смех, тревогу;
  • с кем из героев сказки ребенок себя идентифицирует;
  • если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное решение;
  • если ребенок отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость и т.д.);
  • если малыш отказывается отвечать на вопрос, появляется настойчивое желание опережать события или начать сказку сначала.

Психологический анализ сочиненной сказки

Психологический анализ сказки поможет установить внутренние проблемы ребенка, узнать о его переживаниях, желаниях, страхах, мечтах, которые в жизненных ситуациях могут и не проявиться.

Тема. Выбранный ребенком сюжет сказки и его тематика рассказывает о том, что для него наиболее значимо (семья, путешествие, друзья), а также то, о чем думает ребенок: о своем страхе, конфликте, желании и т.п.

Главный герой – персонаж, с которым идентифицируется себя ребенок. Обратите внимание на то, как главный герой в сказке относится к себе и какими чертами характера наделен.

Вспомогательные персонажи. Действующие в сказке персонажи чаще всего являются для ребенка значимыми людьми.

Отношения между героем и  персонажами. Надо обратить внимание, конфликтует или сотрудничает главный герой с другими участниками сказки. Это и будет истинное отношение ребенка к окружающим его людям или неосознанное желание подобным образом вести себя с ними.


Варианты  затруднений, возникающие в сказках можно условно разделить на внешние и внутренние.

Первые выступают как различные преграды: огромные реки, высокие скалы, чудовища, – что может отражать какие-то независящие от ребенка преграды. Важно проследить, находит ли ребенок в своей сказке средства для преодоления этих затруднений: лодку, веревку, лестницу и т.д.

Вторые представляют собой изъяны в самом человеке: трусость, жадность, злость, физическая слабость. Связано с тем, что ребенок подсознательно ощущает свою проблему и пытается найти пути ее решения.


События в сказке раскрывают:

  • восприятие ребенком окружающего мира. Преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни, исцеление;
  • модель его поведения в различных ситуациях. Тут важно понимать, с какими именно проблемами и затруднениями сталкивается главный герой и как к ним относится: уходит от проблем или принимает их и пытается решать;
  • способы их преодоления, т.е. какое поведение приводит героя сказки к успеху: хитрость, обман, сотрудничество, борьба, противостояние искушению, живость реакции, помощь других, агрессия или что-то другое.

Однако, сказки не всегда можно интерпретировать, да иногда это и не нужно. Достаточно «принять» их в своё сердце, подключить родительскую интуицию, и вам удастся окунуться в потаенный мир вашего ребенка. 

Рейтинг
0
Оставить комментарий

Комментарии 17

Отзывы 17

Оставить комментарий
06.04.2010 15:07:51
Дарья, спасибо за статью! Как всегда коротко, ясно, полезно и позноватально!
06.04.2010 15:18:43
Даша ,спасибо,на основе этой статьи и ее продолжении "тесте",попробуем все на себе,поэкспериментируем!!!
06.04.2010 15:35:56
А у нас так бывает - начинаю рассказывать сказку, а он ее переделывает. Но раньше совершенно не придавала этому значение - теперь понаблюдаю, какие моменты его затрагивают за живое
27.09.2013 15:59:05
erbad, еще интересно рассказывать сказки, в которых ребенок должен вспомнить то, что вы только что прочитали. Например, главный герой где-то прошел и увидел необычный лиловый цветок, а потом другой герой должен ему сказать, "не проходил ли он мимо необычного цветка?" а ребенок вспомнить про это событие. ТО есть включать ребенка в сказку
06.04.2010 15:46:11
Лена, Аня, Варя! Спасибо большое, очень приятно.
Да, Варя, обратите пожалуйста внимание и если хотите, потом здесь обсудим как интерпретировать волнующие его моменты.
07.04.2010 10:31:35
Очень интересно, спасибо!
Мишутка сейчас тоже пытается сказки сочинять, но пока коротенькие...в основном о помощи другим...например, из последнего: "Баба Таня потеряла очки. Ты что плачешь, баба Таня? Я потеряла очки, Лунтик? Я сейчас найду, не плачь. Вот они, на. Спасибо, Лунтик"...(ассоциирует себя с Лунтиком)...
07.04.2010 10:53:59
amena, очень хорошие сказки ваш Миша сочиняет, значит у него хорошо развито чувство сострадания, и он отводит себе роль помощника.
P.S. А вообще я поражена, что такой маленький, а уже сочиняет истории!
03.02.2011 15:06:21
koldina, я сегодня рассказывала сказку про волка и козлят.Вместе, где волк съедает козлят Лиза вставила - и Лизу тоже))))))
03.02.2011 21:01:57
lyza, так-так, ревнует...
03.02.2011 21:09:18
koldina, не совсем поняла,может объясните?)))))
04.02.2011 12:36:37
lyza, ну ваша Лиза наверно ревнует к своей младшей сестренке, ей кажется, что её разлюбили. И оан так сказала, чтобы мама заверила её, что "как же мы будем жить без Лизы" и т.п.... Но может и другая трактовка такого заявления...
07.02.2011 11:25:36
А я подумала, что козлята это семья, и Лиза этим говорит, что и она часть семьи, и её вместе с козлятами съели и потом вместе спасли.
07.02.2011 11:34:39
keul, вполне возможно!
14.02.2011 15:52:33
koldina, у нее сейчас такой период - папа уходит на работу,Лиза тоже,мама куда-то собитаеся - Лиза тоже,на вес говоритЛиза тоже
14.02.2011 20:44:24
lyza, а-а-а... понятно
07.02.2011 10:51:16
Интересно. Но нам это на будущее.
07.02.2011 10:52:27
LenaAlena, :)
Почитать ещё
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос