Природа создала нас непохожими друг на друга, мы и на окружающую действительность смотрим и воспринимаем её по-разному. Учитывая, тип темперамента вашего ребенка, - сангвиника, флегматика, холерика или меланхолика и его индивидуальные особенности, вы сможете лучше понять своего малыша и найти к нему подход.
САНГВИНИКИ
• Сангвиники любят веселые подвижные шумные игры, в которые сами и организовывают и веселые соревнования, в которых часто и побеждают, а если и проигрывают - то не расстраиваются.
• Сангвиникам интересно все новое – поэтому делайте их жизнь насыщенной.
• Сангвиников легко переключить, занятия их должны быть разнообразными.
• Сангвиники любят сочинять и фантазировать – предоставьте им возможность для творчества.
• Сангвиники очень любят общество, они должны иметь возможность общаться с разными людьми.
• Сангвиники часто не могут рассчитать свои силы, увлекшись каким-нибудь делом. Стимулируйте доведение начатой работы до конца
• Жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны привести к легкомыслию и непостоянству. Чтобы избежать этого, формируйте у них устойчивые интересы и привязанности, требуйте вдумчивого и глубокого осмысления проблемы.
• Сангвиники имеют склонность к зазнайству, поэтому хвалить их нужно только заслуженно, но не ограничивайте его в проявлениях вашей любви.
• В общении с сангвиником будьте таким же, как и он - легкими и веселыми.
• Не бойтесь быть с сангвиниками строгими и требовательными – они к этому относятся спокойно.
• Сангвиников можно отдавать в детский сад как можно раньше. Но для того, чтобы таким детям сад быстро не наскучил, их там должна ожидать разнообразная и интересная жизнь.
• Сангвиники психологически совместим с холериками, сангвиниками и меланхоликами.
ФЛЕГМАТИКИ
• Флегматики любят спокойные, даже однообразные игры, они усидчивы и могут подолгу играть наедине с самими собой. Создайте такому ребенку уголок для игр и обеспечьте его всевозможными конструкторами, развивающими играми, машинками, куклами и т.п.
• Флегматикам нежелательно участвовать в соревновательных играх, так как они не сразу вникают в их суть, не могут быстро сосредоточиться на игре и скорее всего окажутся в проигрыше.
• По той же причине не подгоняйте ребенка, не требуйте немедленного выполнения ваших заданий и давайте ему время на размышление и привыкание.
• Флегматикам трудно успеть сделать всё запланированное, поэтому учите рационально использовать своё время.
• Флегматики малоподвижны, по этой причине следует развивать интерес к двигательной активности и играть в игры, где требуется быстрота движений и умение переключать внимание.
• Флегматики предпочитают плыть по течению. Подталкивайте ребенка к проявлению инициативы, объясняйте, что и от них самих многое зависит.
• Ребенок – флегматик весьма сдержан в проявлении открытых чувств – он не станет закатывать истерики, привлекая к себе внимание. Поэтому поощряйте любое проявление его чувств – пусть плачет и смеется.
• Хвалите и подбадривайте флегматиков, вселяя в них уверенность в своих собственных силах.
• Флегматикам надо развивать фантазию, занимайтесь с ними творческими делами: рисованием, лепкой, театральными инсценировками и т.п.
• Развивайте любознательность флегматиков – рассказывайте познавательные истории, заинтересовывайте книгами, ходите в музеи и т.п.
• Вовлекайте флегматиков в общение и совместную деятельность.
• По большому счету, флегматикам всё равно где находится – дома или в детском саду. Им и там не потребуются партнеры по играм. Поэтому отдавать таких детей в сад надо не позже трех лет, пока еще там каждый ребенок сам по себе и не сформирован детский коллектив. Чтобы детский сад долго не оставался для флегматика чуждым, давайте ему туда с собой домашние предметы (игрушки, книжки, пижаму и т.д.)
• Флегматики психологически совместимы с сангвиниками, меланхоликами и флегматиками
ХОЛЕРИКИ
• Холерики находятся в постоянном движении, любят шумные игры. Учитывая их непоседливость, предлагайте занятия, в которых чередуются виды деятельности.
• Из-за большого стремления к победе их ждет сильное потрясение от проигрыша, поэтому им подойдут командные виды спорта (плавание, футбол) и танцы, где они смогут проявить себя.
• Несдержанным холерикам очень важно учиться владеть собой, контролировать свои действия, вовремя переключая внимание на что-то другое.
• Сильно не ругайте холериков за драчливость – это у них в крови и они не могут иначе. Строго, но тактично и спокойно скажите, что так делать нельзя. Для избегания конфликтов - направляйте их неуёмную энергию в спокойное русло – интересное хобби, мирные игры и т.п.
• Холерики не переносят давления. Из-за повышенной чувствительности обращаться с холериками нужно мягко и деликатно.
• На своем примере воспитывайте в ребенке вежливость и тактичность.
• Старайтесь не перегружать ребенка излишними впечатлениями, которые будут возбуждать и без того его нервную систему.
• Развивайте усидчивость холериков, давая им творческие задания и требующие концентрации на мелких деталях. Давайте холерикам поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применяя умеренный контроль.
• Холерики нуждаются в зрителях – прислушивайтесь к его словам и проявляйте интерес к его делам.
• Из-за своей задиристости и конфликтности, холерикам будет трудно гармонично вписаться в детский коллектив. Поэтому в сад их лучше отдавать в 3-4 года, когда они уже более-менее знакомы с правилами поведения в обществе и у них появляется сдерживающий фактор.
• Холерики психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.
МЕЛАНХОЛИКИ
• Дети – меланхолики, как никто другой, нуждаются в родительской любви, внимании, теплоте, ласке, позитивной оценке, поощрении, тактильных контактах и поддержке.
• Никогда не ругайте и не делайте меланхолику замечаний в присутствии других людей – это может спровоцировать лишние комплексы.
• Из-за большой чувствительности, маленьким меланхоликам следует избегать эмоциональных перегрузок и поменьше смотреть телевизор.
• Меланхоликам свойственно много плакать и грустить – отнеситесь к этому с пониманием. Запретить ему капризничать вы не сможете – лучше попробовать переключить его внимание на интересную книжку или занятие.
• Вам следует сдерживать проявления собственных негативных эмоций, чтобы ваше плохое настроение не передалось малышу.
• Грубое обращение с ребенком-меланхоликом неприемлемо.
• Для меланхоликов игры – соревнования могут оказаться большим стрессом из-за того, что на них ложится слишком большая ответственность.
• Меланхолики любят спокойные творческие занятия – лепку, рисование, игры с мягкими игрушками.
• Меланхолики должны иметь некое пространство вокруг себя, свой стол, стул, рабочее место, где малыш смог бы побыть наедине с самим собой.
• Меланхолики не любят ничего нового, для них важны ритуалы и соблюдение распорядка дня. Иначе, любое новшество (новые ботинки, непредвиденный визит в гости и т.п.) могут надолго выбить их из колеи.
• Меланхолики очень ранимы. На них нельзя кричать, давить, им нельзя приказывать и заставлять делать что-то силой («тащить» в детский сад, «впихивать» лекарства и т.д.). Нужно уговаривать, заинтересовывать и договариваться («Ты уберешь игрушки, и мы с тобой почитаем»). Меланхоликов нельзя запугивать.
• Меланхолики очень быстро устают, поэтому нельзя перегружать их многочисленными заданиями и кружками. Необходимо позаботиться о снятии эмоционального и мышечного напряжения.
• Развивайте самостоятельность, стимулируйте инициативу и уверенность в своих силах, давая ребёнку посильные поручения.
• На своем личном примере помогайте своему ребенку стать более общительным.
• Меланхолики склонны к мнительности, переживаниям и страхам. Обсуждайте с ребенком его чувства.
• Малышам – меланхоликам не нужен детский коллектив – для них очень важна близость мамы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Но в саду побывать надо – меланхолику нужно получить опыт самостоятельного общения со сверстниками и взрослыми.
• Меланхолики психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.
Автор статьи: Дарья Колдина