Швейцарский ученый и психолог Карл Густав Юнг первым разделил людей на два принципиально разных типа личности - экстравертов и интровертов.
Экстраверты нацелены на общение с окружающим миром, на что и тратят много энергии. Образно говоря, пополнять им её приходится извне, от других людей, принося добро и получая ответную благодарность или, напротив, причиняя вред (обижая, пугая, ссорясь и т.п.), добывая тем самым отрицательную энергию. Именно поэтому экстраверты неосознанным образом тянутся к обществу и любят бывать в центре внимания.
Интроверты, наоборот, ориентированы на себя и свою внутреннюю реальность. Они не тратят много энергии, и чтобы восполнить её запас, им достаточно внутренних ресурсов - дыхания, сна и питания. Поэтому-то у них и нет такой потребности в общении с другими людьми, им комфортно и наедине с собой.
Одни дети бывают экстравертами в большей степени, другие - в меньшей. Точно так же и интроверты.
Дети - экстраверты (к ним относятся в основном холерики и сангвиники)
• активны, чистосердечны, легки на подъем, порой безрассудны,
• стремятся к общению, легко вступают в контакты с людьми,
• любят внимание, похвалы и одобрения,
• эмоциональны, делятся своими мыслями и переживаниями,
• много говорят, любят выступать,
• уверенно чувствуют себя в больших компаниях,
• интересуются мнением окружающих,
• инициативны, стремятся к лидерству,
• оптимистичны,
• умеют за себя постоять,
• бывают эгоистичны, нагловаты и своенравны.
Дети-интроверты (к ним относятся в основном флегматики и меланхолики):
• предпочитают одиночество, устают от длительного общения с другими детьми и взрослыми,
• концентрируются на своих внутренних размышлениях и переживаниях,
• застенчивы, спокойны, вдумчивы, рассудительны, медлительны, малоинициативны,
• не любят никаких изменений,
• замкнуты, и мало говорят о своих переживаниях, мыслях и чувствах.
• любят творчество, исследования, наблюдения,
• со всеми трудностями стараются справляться самостоятельно,
• равнодушны к общественному мнению,
• склонны к пессимизму,
• из-за страха перед чужим негодованием, бояться давать сдачи, и их легко обидеть.
Подводя итог, повторимся, что все люди разные и у всех есть свои сильные и слабые стороны. Экстраверты и интроверты ведут себя исходя из собственных разнящихся психологических установок.
Отсюда и возможные недопонимания и проблемы в общении между диаметрально противоположными или наоборот аналогичными типами личности. Два экстраверта могут «погрязнуть» в борьбе за лидерство, а двум интровертам будет слишком скучно. Поэтому-то так важно быть терпеливыми по отношению друг к другу, и особенно к нашим детям.
Рекомендации родителям ребенка – экстраверта:
1. Предоставьте ребенку возможность полноценного общения.
2. Воспитывайте тактичность и внимательное отношение к другим детям.
3. Почаще хвалите своего сына или дочь, главным образом за заслуги.
4. Откликайтесь на эмоциональные проявления вашего ребенка.
5. Поручайте ребенку задания, в которых он сможет проявить себя: рассказать на празднике стихотворение, распределить роли в игре и т.п.
6. Развивайте в нем лидерские качества
Рекомендации родителям ребенка – интроверта:
1. Воспитывайте в ребенке вежливость, чтобы ему не пришлось «нарываться» на ответные грубости.
2. Предоставляйте ему возможность бывать наедине с самим собой.
3. Расспрашивайте ребенка, разговаривайте с ним, обсуждайте различные события.
4. Проявляйте свои эмоции, побуждая и ребенка следовать вашему примеру.
5. Поручайте ребенку такие задания, в которых он сможет раскрыться лучше всего: что-то нарисовать, собрать, продумать, начертить и т.п.
6. Есть большая вероятность, что познакомившись с компьютером – ребенок «уйдет в него с головой», обретя там свой мирок – поэтому постарайтесь нацелить ребенка на другие привлекательные увлечения.
Автор статьи: Дарья Колдина