Сегодня мы публикуем материал для педагогов и родителей, подготовленный Татьяной Родиной.


Материал для педагогов и родителей
Подготовленный Татьяной Родиной

Родина Татьяна Андреевна имеет высшее педагогическое образование и более десяти лет занимается развитием творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях. На своих занятиях Татьяна успешно совмещает традиционные методики и собственные, авторские, наработки. Ее воспитанники регулярно принимают участие в крупнейших московских и всероссийских выставках детского рисунка. Мама двух детей, гармонично совмещающая педагогическую практику и родительство.
Изобразительная деятельность
Для детей дошкольного возраста

Это специфическая деятельность тесно связанная с проявлением и развитием творчества, воображения, фантазии, наблюдательности и других важных качеств. Занятия по рисованию, лепке и аппликации помогают детям видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - это специфическая деятельность тесно связанная с проявлением и развитием творчества, воображения, фантазии, наблюдательности и других важных качеств. Занятия по рисованию, лепке и аппликации помогают детям видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Важное место занятия по рисованию занимают во всестороннем развитии, а также в подготовке детей к школе. Сухомлинский В.А. утверждал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, которые необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.
Лепка различных форм

Например, лепка различных форм, обследование предмета, деление глины на равные части, отрезание, отщипывание одинаковых кусков пластилина, составление орнамента с чередующимися элементами – все это способствует развитию глазодвигательных координаций и глазомера.
Кроме того, следующие приемы в лепке и рисовании способствуют подготовке руки к письму. В лепке формируются навыки дозирования силы нажима при письме, переноса веса на руку, усвоение способа правильно держать ручку при использовании следующих приемов:
- нанесение углублений на лепную работу;
- раскатывание глины скалкой;
- разминание, смешивание пластилина;
- вытягивание мелких элементов.
В рисовании формируются механизмы безотрывного письма, способность работать рукой от плеча, фиксируя руку в локтевом и кистевом суставе, способность писать на доске, навык дозирования силы нажима при использовании следующих приемов:
- составление узоров из различных видов линий (прямые, волнистые);
- рисование точкой, штрихом, линией в графической технике;
- рисование примакиванием, мазком, линией в технике «гуашь и акварель».
Знакомство с основными сенсорными эталонами (круг, овал, прямоугольник, трапеция, треугольник) влияют на развитие способности к выделению формы, цвета, размера геометрических фигур. Помимо этого, развиваются способности к анализу сложной формы, соотнесению частей по величине, месторасположению. Этому способствует и использование на занятиях элементов счета (у насекомого 6 ног, у собаки 4 и т.д.), условных мерок (сравнить предметы по величине, длине, ширине, высоте).
Занятия изобразительной деятельности способствуют формированию и закреплению умений необходимых в учебной деятельности:
- слушать и запоминать задание;
- выполнять его в определенной последовательности;
- укладываться в определенный отрезок времени;
- оценивать свою работу, находить ошибки и исправлять их;
- планировать свою деятельность;
- умение довести дело до конца;
- содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Кроме того, процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, и способствует психологической разгрузке.