Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Советы родителям
Изобразительная деятельность дошкольников,  ее значение в подготовке к школьному обучению
Наша экспертиза

Изобразительная деятельность дошкольников, ее значение в подготовке к школьному обучению

458
Теги...
Изобразительная деятельность дошкольников,  ее значение в подготовке к школьному обучению
Автор Родина Татьяна Андреевна
Более десяти лет занимается развитием творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях.


Сегодня мы публикуем материал для педагогов и родителей, подготовленный Татьяной Родиной.


Родина Татьяна Андреевна имеет высшее педагогическое образование и более десяти лет занимается развитием творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях. На своих занятиях Татьяна успешно совмещает традиционные методики и собственные, авторские, наработки. Ее воспитанники регулярно принимают участие в крупнейших московских и всероссийских выставках детского рисунка. Мама двух детей, гармонично совмещающая педагогическую практику и родительство.



Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - это специфическая деятельность тесно связанная с проявлением и развитием творчества, воображения, фантазии, наблюдательности и других важных качеств. Занятия по рисованию, лепке и аппликации помогают детям видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Важное место занятия по рисованию занимают во всестороннем развитии, а также в подготовке детей к школе. Сухомлинский В.А. утверждал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, которые необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.


Например, лепка различных форм, обследование предмета, деление глины на равные части, отрезание, отщипывание одинаковых кусков пластилина, составление орнамента с чередующимися элементами – все это способствует развитию глазодвигательных координаций и глазомера.

Кроме того, следующие приемы в лепке и рисовании способствуют подготовке руки к письму. В лепке формируются навыки дозирования силы нажима при письме, переноса веса на руку, усвоение способа правильно держать ручку при использовании следующих приемов:

- нанесение углублений на лепную работу;

- раскатывание глины скалкой;

- разминание, смешивание пластилина;

- вытягивание мелких элементов.

В рисовании формируются механизмы безотрывного письма, способность работать рукой от плеча, фиксируя руку в локтевом и кистевом суставе, способность писать на доске, навык дозирования силы нажима при использовании следующих приемов:

- составление узоров из различных видов линий (прямые, волнистые);

- рисование точкой, штрихом, линией в графической технике;

- рисование примакиванием, мазком, линией в технике «гуашь и акварель».

Знакомство с основными сенсорными эталонами (круг, овал, прямоугольник, трапеция, треугольник) влияют на развитие способности к выделению формы, цвета, размера геометрических фигур. Помимо этого, развиваются способности к анализу сложной формы, соотнесению частей по величине, месторасположению. Этому способствует и использование на занятиях элементов счета (у насекомого 6 ног, у собаки 4 и т.д.), условных мерок (сравнить предметы по величине, длине, ширине, высоте).

Занятия изобразительной деятельности способствуют формированию и закреплению умений необходимых в учебной деятельности:

- слушать и запоминать задание;

- выполнять его в определенной последовательности;

- укладываться в определенный отрезок времени;

- оценивать свою работу, находить ошибки и исправлять их;

- планировать свою деятельность;

- умение довести дело до конца;

- содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

Кроме того, процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, и способствует психологической разгрузке.


РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Если говорить о пособиях и методических материалах, которые можно посоветовать для организации занятий, хотелось бы отметить серию "Это может ваш малыш" издательства «МОЗАИКА СИНТЕЗ». Мы часто пользуемся ими на групповых занятиях, а я использовала и для занятий дома со своими детьми. В них даны очень подробные и понятные описания занятий, их удобно использовать родителям дома.

Серия "Мастерская малыша" тоже отличный вариант для родителей. В данном случае готовые шаблоны, основы, где только дорисовать, немного добавить - отличный вариант для развития уверенности в своих силах, развития воображения и творческих способностей. Родители и дети, не умеющие рисовать, с интересом и с пользой проведут время вдвоем.

Павел Линицкий "Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд". Такие книги-самоучители для родителей - тоже отличная вещь. Родители и сами смогут потренироваться, и показать детям, что и как нужно делать

Для педагогов могу порекомендовать следующие книги :

· Колдина Д.Н. «Рисование с детьми»

· Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду.

· Автор дает отличный фундамент по рисованию, лепке и аппликации. Ее книги рекомендовала бы прежде всего для занятий с детьми младшего возраста, однако и для старшего возраста там найдется много современных, качественных наработок.

· Серия "Искусство-детям". Замечательная серия в помощь педагогам, в частности, по росписи, их особенностям и основным элементам. Очень у многих педагогов вызывает затруднения именно этот раздел методики - ДПИ. Данная серия очень наглядно, понятно раскрывает особенности различных росписей. Прекрасно можно использовать как наглядный материал для занятий. В этой серии есть ИЗО комплекты, их можно рекомендовать родителям (например, ИЗО Комплект "Городецкая роспись", ИЗО Комплект "Дымковская игрушка"), или использовать их педагогами на занятиях. На мой взгляд, эта серия универсальная - и для практикующих педагогов, и для увлеченных родителей и их детей. Лично я многократно использовала эти пособия в своей работе.

· Серия наглядных пособий "Мир в картинках". Отлично подходит для занятий, также часто использую в своей работе.

· Рисуем всем подряд: от губки до коктейльной трубки. Куксар Бернадот "Рисуем без правил". Эти книги я бы рекомендовала как педагогам, так и родителям. Мне в этой серии нравится «нетрадиционность» предложенных методов рисование, это помогает разнообразить занятия педагогам, а родителям весело провести время с ребенком и развеять мнение, что рисование - это скучно.

· Для педагогов, конечно же, рекомендуется серия и методические рекомендации "Цветные ладошки" Лыковой И. А. Программа грамотно составлена, объемна методически обеспечена всем необходимым. Но для работы по этой программе у детей уже должен быть сформирован крепкий фундамент знаний и умений – основа, как раз та, которую дает, например, Комарова Т. С.

169 р. В корзине

Комментарии 0

Отзывы 0

Вход и воспользуйтесь
вашей скидкой!
Регистрация скидка с
первого заказа!