Покорение космоса – одна из тех страниц истории нашей страны, которыми мы безоговорочно можем гордиться. Рассказать об этом ребенку никогда не рано – даже если вашему малышу исполнилось всего два-три года.
12 АПРЕЛЯ – День космонавтики
60 лет назад 12 апреля в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. И весь мир замер в ожидании…
Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на максимальной высоте 327 км
О задании Гагарина
🌍 Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон.
🌍 Это сейчас мы можем наблюдать регулярные полеты человека в космос, работу людей на космической станции.
🚀 А тогда, в 1961 году, еще никто не знал, как поведет себя человек в космосе; были серьезные опасения, что космонавт сойдет с ума от ужаса, оказавшись за пределами родной планеты. Поэтому и задания были простыми, и дополнительно была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте оставленный там код.
О ракете с космическим кораблем «Восток»
🚀 Все мы привыкли к виду ракеты – это огромный корабль вытянутой стреловидной конструкции. Однако на орбиту вылетела только капсула, напоминающая по форме пушечное ядро с третьей ступенью двигателя.
Остальная часть ракеты состояла из отделяемых ступеней, которые «отваливались» после того, как в них было выработано все топливо.
Общая масса космического корабля «Восток» достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) – 4,4 м, а диаметр – 2,43 м. Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке – 7,35 м
Сейчас уже признают, что «Восток-1» не был ни надежным, ни комфортным космическим кораблем. Конструкторы очень торопились собрать корабль, ведь поступали сведения, что на конец апреля запуск пилотируемого корабля запланировали американцы.
🚀 При разработке космического корабля «Восток-1» отказались сперва от системы аварийного спасения на старте, затем от системы мягкой посадки корабля – спуск происходил по баллистической траектории, как если бы капсулой-«ядром» действительно выстрелили из пушки. Такая посадка происходит с огромными перегрузками – на космонавта действует сила тяжести в 8-10 раз больше, чем мы ощущаем на Земле, и Гагарин чувствовал себя так, словно весил в 10 раз больше.
🚀 Отказались даже от дублирующей тормозной установки. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю.
Именно на эти 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения для космонавта.
Проблемы первого космического полета
❗ Данные о проблемах, возникших при запуске первого космического корабля, долгое время держали в тайне. Однако проблемы начались еще до старта: при проверке герметичности датчик на люке, через который в капсулу зашел Гагарин, не выдал сигнал о герметичности. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1». В считанные минуты отвернули 30 гаек, проверили и поправили датчик и вновь закрыли люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время.
❗ На завершающем этапе старта не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной.
Сход с такой орбиты при отказе тормозной установки, то есть с помощью «аэродинамического торможения», мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней, а не 10 дней, на которые была рассчитана система жизнеобеспечения.
❗ Готовились к разным вариантам развития событий: о полете были предупреждены все ПВО страны, чтобы отследить траекторию полета Гагарина, заранее было заготовлено и обращение к народам мира с просьбой о поиске первого советского космонавта, если бы приземление произошло за рубежом.
Вообще сообщений было заготовлено три – второе о трагической гибели Гагарина, а третье, которое и было опубликовано – о его успешном полете.
Посадка космического корабля «Восток»
❗ Во время посадки тормозная двигательная установка отработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате вместо шарообразной капсулы в стратосферу вошел весь корабль, вместе с третьей ступенью.
❗ Из-за неправильной геометрической формы в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Спускаемый аппарат отделился от приборно-двигательного отсека только тогда, когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы.
Гагарин был готов 8-10-кратным перегрузкам, но совершенно не готов был к горящей обшивке корабля и текущим струйкам жидкого металла по иллюминаторам. При входе в плотные слои атмосферы температура снаружи достигала 3-5 тысяч градусов.
❗ Спускаемый аппарат с Гагариным приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса в районе села Смеловка. Сам Гагарин катапультировался из капсулы корабля на высоте полтора километра. Порывами ветра космонавта понесло прямо в холодные воды Волги – только огромный опыт и хладнокровие помогли ему, управляя стропами парашюта, приземлиться на суше.
Добро пожаловать на Землю!
🌍 Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита.
Вскоре к месту событий прибыли и военные. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части.
Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:
«Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Почему «Поехали»?
🚀 Все знают, что перед стартом Гагарин сказал знаменитое «Поехали!». Но почему «поехали»? Сегодня те, кто работал и тренировался бок о бок, вспоминают, что это слово было любимым словом известного летчика-испытателя Марка Галлая. Он был одним из тех, кто готовил к первому полету в космос шестерых кандидатов и во время тренировок спрашивал: «К полету готов? Ну, тогда, давай. Поехали!»
Сегодня достаточно часто упоминают о добрых предполетных разговорах Королёва с Гагариным, уже сидящего в скафандре, в кабине. Королёв тогда с заботливостью любящей бабушки предупреждал Гагарина, что голодать во время полета не придется – у него больше 60 тюбиков с едой, есть все, даже варенье
Совсем редко упоминают о фразе, сказанной в эфире Гагариным во время посадки, когда иллюминатор заливало огнем и расплавленным металлом: «Я горю, прощайте, товарищи».
Но для всего мира самой главной останется фраза, сказанная Гагариным уже после приземления: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её»
Энциклопедии и домашние планетарии
🚀 Специально ко Дню космонавтики мы собрали самые интересные игры и книги для изучения темы "Космос" на одной странице : домашние планетарии и объемные модели солнечной системы, большие космические раскраски и невероятные сказки, настольные игры и наклейки, викторины и, конечно, энциклопедии.🚀