NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

Воспитание детей с учетом их темперамента

Теги...
Теги:

Природа создала нас непохожими друг на друга, мы и на окружающую действительность смотрим и воспринимаем её по-разному. Учитывая, тип темперамента  вашего ребенка, - сангвиника, флегматика, холерика или меланхолика и его индивидуальные особенности, вы сможете лучше понять своего малыша и найти к нему подход.
 

                                                               САНГВИНИКИ
 

• Сангвиники любят веселые подвижные шумные игры, в которые сами и организовывают и веселые соревнования, в которых часто и побеждают, а если и проигрывают - то не расстраиваются.
 

• Сангвиникам интересно все новое – поэтому делайте их жизнь насыщенной.
 

• Сангвиников легко переключить, занятия их должны быть разнообразными.
 

• Сангвиники любят сочинять и фантазировать – предоставьте им возможность для творчества.
 

• Сангвиники очень любят общество, они должны иметь возможность общаться с разными людьми.
 

• Сангвиники часто не могут рассчитать свои силы, увлекшись каким-нибудь делом. Стимулируйте доведение начатой работы до конца
 

• Жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны привести к легкомыслию и непостоянству. Чтобы избежать этого, формируйте у них устойчивые интересы и привязанности, требуйте вдумчивого и глубокого осмысления проблемы.
 

• Сангвиники имеют склонность к зазнайству, поэтому хвалить их нужно только заслуженно, но не ограничивайте его в проявлениях вашей любви.
 

• В общении с сангвиником будьте таким же, как и он - легкими и веселыми.
 

• Не бойтесь быть с сангвиниками строгими и требовательными – они к этому относятся спокойно.
 

• Сангвиников можно отдавать в детский сад как можно раньше. Но для того, чтобы таким детям сад быстро не наскучил, их там должна ожидать разнообразная и интересная жизнь.
 

• Сангвиники психологически совместим с холериками, сангвиниками и меланхоликами.
 

                                                                 ФЛЕГМАТИКИ
 

• Флегматики любят спокойные, даже однообразные игры, они усидчивы и могут подолгу играть наедине с самими собой. Создайте такому ребенку уголок для игр и обеспечьте его всевозможными конструкторами, развивающими играми, машинками, куклами и т.п.
 

• Флегматикам нежелательно участвовать в соревновательных играх, так как они не сразу вникают в их суть, не могут быстро сосредоточиться на игре и скорее всего окажутся в проигрыше.
 

• По той же причине не подгоняйте ребенка, не требуйте немедленного выполнения ваших заданий и давайте ему время на размышление и привыкание.
 

• Флегматикам трудно успеть сделать всё запланированное, поэтому учите рационально использовать своё время.
 

• Флегматики малоподвижны, по этой причине следует развивать интерес к двигательной активности и играть в игры, где требуется быстрота движений и умение переключать внимание.
 

• Флегматики предпочитают плыть по течению. Подталкивайте ребенка к проявлению инициативы, объясняйте, что и от них самих многое зависит.
 

• Ребенок – флегматик весьма сдержан в проявлении открытых чувств – он не станет закатывать истерики, привлекая к себе внимание. Поэтому поощряйте любое проявление его чувств – пусть плачет и смеется.
 

• Хвалите и подбадривайте флегматиков, вселяя в них уверенность в своих собственных силах.
 

• Флегматикам надо развивать фантазию, занимайтесь с ними творческими делами: рисованием, лепкой, театральными инсценировками и т.п.
 

• Развивайте любознательность флегматиков – рассказывайте познавательные истории, заинтересовывайте книгами, ходите в музеи и т.п.
 

• Вовлекайте флегматиков в общение и совместную деятельность.
 

• По большому счету, флегматикам всё равно где находится – дома или в детском саду. Им и там не потребуются партнеры по играм. Поэтому отдавать таких детей в сад надо не позже трех лет, пока еще там каждый ребенок сам по себе и не сформирован детский коллектив. Чтобы детский сад долго не оставался для флегматика чуждым, давайте ему туда с собой домашние предметы (игрушки, книжки, пижаму и т.д.)
 

• Флегматики психологически совместимы с сангвиниками, меланхоликами и флегматиками
 

                                                                 ХОЛЕРИКИ
 

• Холерики находятся в постоянном движении, любят шумные игры. Учитывая их непоседливость, предлагайте занятия, в которых чередуются виды деятельности.
 

• Из-за большого стремления к победе их ждет сильное потрясение от проигрыша, поэтому им подойдут командные виды спорта (плавание, футбол)  и танцы, где они смогут проявить себя.
 

• Несдержанным холерикам очень важно учиться владеть собой, контролировать свои действия, вовремя переключая внимание на что-то другое.
 

• Сильно не ругайте холериков за драчливость – это у них в крови и они не могут иначе. Строго, но тактично и спокойно скажите, что так делать нельзя. Для избегания конфликтов - направляйте их неуёмную энергию в спокойное русло – интересное хобби, мирные игры и т.п.
 

• Холерики не переносят давления. Из-за повышенной чувствительности обращаться с холериками нужно мягко и деликатно.
 

• На своем примере воспитывайте в ребенке вежливость и тактичность.
 

• Старайтесь не перегружать ребенка излишними впечатлениями, которые будут возбуждать и без того его нервную систему.
 

• Развивайте усидчивость холериков, давая им творческие задания и требующие концентрации на мелких деталях. Давайте холерикам поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применяя умеренный контроль.

 

• Холерики нуждаются в зрителях – прислушивайтесь к его словам и проявляйте интерес к его делам.

 

• Из-за своей задиристости и конфликтности, холерикам будет трудно гармонично вписаться в детский коллектив. Поэтому в сад их лучше отдавать в 3-4 года, когда они уже более-менее знакомы с правилами поведения в обществе и у них появляется сдерживающий фактор.

 

• Холерики психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.

                                                             МЕЛАНХОЛИКИ

 

• Дети – меланхолики, как никто другой, нуждаются в родительской любви, внимании, теплоте, ласке, позитивной оценке, поощрении, тактильных контактах и поддержке.

 

• Никогда не ругайте и не делайте меланхолику замечаний в присутствии других людей – это может спровоцировать лишние комплексы.

 

• Из-за большой чувствительности, маленьким меланхоликам следует избегать эмоциональных перегрузок и поменьше смотреть телевизор.

 

• Меланхоликам свойственно много плакать и грустить – отнеситесь к этому с пониманием. Запретить ему капризничать вы не сможете – лучше попробовать переключить его внимание на интересную книжку или занятие.

 

• Вам следует сдерживать проявления собственных негативных эмоций, чтобы ваше плохое настроение не передалось малышу.

 

• Грубое обращение с ребенком-меланхоликом неприемлемо.

 

• Для меланхоликов игры – соревнования могут оказаться большим стрессом из-за того, что на них ложится слишком большая ответственность.

 

• Меланхолики любят спокойные творческие занятия – лепку, рисование, игры с мягкими игрушками.

 

• Меланхолики должны иметь некое пространство вокруг себя, свой стол, стул, рабочее место, где малыш смог бы побыть наедине с самим собой.

 

• Меланхолики не любят ничего нового, для них важны ритуалы и соблюдение распорядка дня. Иначе, любое новшество (новые ботинки, непредвиденный визит в гости и т.п.) могут надолго выбить их из колеи.

 

• Меланхолики очень ранимы. На них нельзя кричать, давить, им нельзя приказывать и заставлять делать что-то силой («тащить» в детский сад, «впихивать» лекарства и т.д.). Нужно уговаривать, заинтересовывать и договариваться («Ты уберешь игрушки, и мы с тобой почитаем»). Меланхоликов нельзя запугивать.

 

• Меланхолики очень быстро устают, поэтому нельзя перегружать их многочисленными заданиями и кружками. Необходимо позаботиться о снятии эмоционального и мышечного напряжения.

 

• Развивайте самостоятельность, стимулируйте инициативу и уверенность в своих силах, давая ребёнку посильные поручения.

 

• На своем личном примере помогайте своему ребенку стать более общительным.

 

• Меланхолики склонны к мнительности, переживаниям и страхам. Обсуждайте с ребенком его чувства.

 

• Малышам – меланхоликам не нужен детский коллектив – для них очень важна близость мамы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Но в саду побывать надо – меланхолику нужно получить опыт самостоятельного общения со сверстниками и взрослыми.

 

• Меланхолики психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.
 

Автор статьи: Дарья Колдина

Комментарии 30

Отзывы 30

31.08.2010 21:48:18
Даша,как быстро вы продолжение подготовили,спасибо,как всегда,познавательно и поучительно!и эту статью отнесу в детский сад,пусть родители изучают)))
01.09.2010 06:36:15
anutka, спасибо большое!
Хочу обратить внимание, что в предпоследих пунктах к каждому темпераменту дана рекомендация относительно детского сада
02.09.2010 15:37:27
koldina, спасибо. очень интересная и полезщная статья. Есть анд чем задуматься. Много узнала нового. Отдельное спасибо за подготовку к детскому саду с учетом темпераментов детей
02.09.2010 16:22:56
nina, большое спасибо за столь лестный отзыв...
02.09.2010 16:00:09
Даша, спасибо за статью, осталось только определить кто же всетаки ребенок по характеру :-)
02.09.2010 16:23:52
keul, спасибо, у вас не получилось определиться?
Может пойти от обратного? Вы описываете, какой ваш ребенок, а мы с Семигномочками пытаемся определить к какому типу темперамента он относится?
03.09.2010 08:39:03
koldina, я была склонна думать, что он у меня флегматик, а сейчас уже не уверена.
Ну давайте попробуем от обратного :-)
03.09.2010 08:54:32
Он усидчив и может достаточно долго играть сам, но периодически ему нужно подавать какие-то реплики, стоит уйти на кухню, хвостиком идет за мной и начинает дергать. Когда играет, частенько разговаривает с игрушками, что-то озвучивает, комментирует.
Незнакомых людей не боиться, но требуется каке-то время для привыкания к ним, потом несет игрушки, разговаривает, играет. И вообще в любой новой обстановке сначала осматривается. Когда ходили в центр, не бежит вместе с остальными детьми к новой игрушке, а сначала смотрит со стороны. В хоровод так и не встал.
Дети ему интересны, пытается с ними общаться, делится игрушками.
Достаточно подвижен, на улице и в песочнице повозится, и куда нибудь залезет, и побегает-попрыгает.
Днем засыпает быстро, а на ночь час-полтора укладываем. При этом есть ритуалы укладывания, но пока раза 3 не поцелуем папу, уберем-вернем подушку, покрывало, не посмотрим, а все ли машины в гараже и т.п. не угомонимся.
Истерики не закатывает, но и эмоций не сдерживает, а уж повизжать от избытка чувств милое дело.
С 1 сентября ходим в садик, без слез в группе не обходится, но в садик идет спокойно, спрашиваешь "придем завтра?", говорит "да"
Вот и кто он?
03.09.2010 09:41:14
keul, а из отрицательных черт можешь что-нибудь привести?
03.09.2010 10:04:06
Если что-то не получается, начинает психовать и расшвыривать, подхожу говорю "давай вместе".
Капризничает частенько, но тут я уже не знаю толи погода, садик, новый зуб, то ли это уже в привычке... мы особо не акцентируемся на капризах, Начнает капризничать, говорим "ну поной немного", если быстро не успокаивается говорим "пойдем пожалею", обнимешь погладишь, на что-то другое внимание переключишь, глядишь успокоился. как-то пытался на пол укладываться, руками-ногами не стучит, не катается, полежит встанет.
Двести раз нужно сказать, не делай этого, будет улыбаться, смотреть на тебя и продалжать делать.
Может подойти и легонько стукнуть, сделаешь замечание, начинает гладить.
03.09.2010 15:26:19
keul, судя по описанию, ваш сын скорее всего флегматик, возможно еще и с меланхолической примесью. Нужно знать, как он общается с детьми, как играет с ними, его эмоциональность, умение переключаться и др.
07.09.2010 11:29:21
Даша, спасибо за ответ, значит всетаки флегматик. Хотя меланхолическая примесь для меня была неожиданностию.
Сыну в сентябре будет два, поэтому о полноценном общении еще говорить сложно. Однако можно сказать, что ему интересны дети, он может сам подойти и датть игрушку. Если играет с машинкой (а мы обычно несколько берем с обой) и подходит другой ребенок, то он может отдать ему её и взять другую. иногда смотрит как играют другие и пытается делать то же. Нравится бегать друг за другом. Если играет с мячиком, то будет стараться кинуть или пнуть его другому ребенку и ждет ответного действия.
Вчера пошли в новую развивайку, сразу же освоился на новом месте, стал играть с машинами, переключить внимание на другое оказалось не просто, постоянно к ним возращался. Когда освоился в пространстве, заинтересовался мальчиком, потрогал его, что-то попытался рассказать, когда играли с мячиками старался кинуть мяч ему. Моей отлучке на пару минут, ответить на телефонный звонок, даже не заметил.
Если деятельность знакомая то с одной на другую переключается быстро, если не знакома то требуетя некоторое время на понимание, что от него требуется.
До садика идет спокойно, на входе просится на руки, отдаем с плачем, потом воспитатели говорят успакаивается и все нормально, когда забираю стоит меня увидеть сразу же "мама и слезы на глазах".
07.09.2010 13:10:57
keul, ну вы знаете в таком возрасте очень многим детям интересно общество других детей, даже меланхоликам. Это они уже позднее начинают немного замыкаться, хотя и в школе тоже им важны друзья.
Но преобладание конечно флегматичного типажа
07.09.2010 13:25:29
Спасибо за ответ, теперь задумалась, а правильно ли я сделала, что отдала его в садик? Для флегматика это хорошо, а вот как это отразится на меланхолической примеси?
07.09.2010 14:09:24
keul, если бы ваш сын плакал бы целыми днями в саду - а раз он быстро успокаивается - то ничего страшного. а плачет, когда вы приходить -  он видит вас, расслабляется и чтобы выплеснуть некатив, который скопился - плачет. Но это нормально. Плакать в таком случае лучше. чем копить все в себе
07.09.2010 14:29:31
Даша, спасибо, успокоили. К его плачу я отношусь спокойно, понимаю, что через это нужно пройти. Просто с одной стороны была уверенность, что лучше сейчас отдать чем в три года, а с другой стороны были сомнения, а не рано ли отдаю, может стоит подождать до трех.
07.09.2010 19:11:24
keul, ну забрать вы еще успеете - пусть пока ходит, осваивается - если будет совсем туго - заберете
08.09.2010 22:10:58
Даша, ну это-то да.
08.09.2010 17:18:16
keul, у меня Миша, например, ходил 2 недели без проблем, а с этого понедельника решил пострадать - плачет и не желает оставаться (что проходит через минуту после моего ухода)...
поэтому, мне кажется, это все адаптацию так проходят, через слезы и негативизм...надо переждать...
08.09.2010 22:15:39
Настя, я понимаю, что от адаптации никуда не денешься и считаю, что лучше уж слезы при расставании-встрече, чем хождение по пятам, истерики дома, или непрерывный рев на протяжении всего пребывания в саду.
11.09.2010 02:34:10
с нетерпением ждала эту статью.......спасибо вам огромное!
11.09.2010 07:21:53
asiya,  всегда пожалуйста... приятно, когда работаешь не просто так, а кому то это нужно и важно
02.11.2010 16:03:17
Дарья,а с какого возраста уже можно говорить о том, каков у ребенка темперамент?
02.11.2010 20:56:08
mama_ksusha, с рождения. Даже в роддоме - одни детишки спокойно лежат в своих "люльках" и наедаются тем, что им выдает мамина грудь, а другие - беспокоятся, плачут, чего-то требуют. Или один ребенок в годик спокойно сидит в коляске и едет в ней столько, сколько его везут. А второй - так и норовит из нее выбраться
02.11.2010 22:16:42
koldina, Дарья,я в статье "где же носик" уже спрашивала про чрезмерную эмоциональность ребенка в 8 месяцев,вот хочу спросить Вашего совета в подходящей для этого теме.
Еще когда ходила беременной поняла,дочка будет своенравным ребенком,не знаю как это объяснить,материнская интуиция+поведение ребенка в животе.
так вот дочка родилась!что такое бессонная ночь ,я не знаю,с первых дней она спит в своей кроватке,в своей комнате.Но ,начиная с 3 месяцев у нее два дневных сна,30-40 минут на улице и 1-1,5 дома. Помниться когда мы гуляли еще в люльке (4 месяца) мы были самые горластые в нашем лесу(я не беру во внимание деток старше,которые уже ножками ходят)из грудничков. Смотришь,у всех детки спят,редко когда плачут,мамочки спокойно сидят на лавочках читают книгу.А моя сначала начинает гулить,а затем душа требует веселья и мы начинаем визжать,причем видно что это ей доставляет удовольствие,как будто выброс лишней энергии.Дочка никогда не плачет,не хнычет,она берет ором,она никогда не будет делать ,есть и т.д.то что не хочет,она смотрит недетским взглядом и выражает свой протест гневным криком.Например:до 4,5 месяцев мы не лежали на животе.Перевернулись когда сочли нужным сами.Она никогда не позволяла мне сделать себе гимнастику!
она с интересом наблюдает за детишками на детской площадке,в поликлинике ей вообще развлечение,кто плачет,кто упал,а ей восторг,на руках мы не сидим-мы прыгаем. Уже не возможно стало одеть подгузник,она его вырывает,пеленальный столик узкий и она с него чуть ли не выпрыгивает,чтобы одеть на улицу требуется минут 20,я ее ловлю по дивану. Она всегда с интересом принимает игры,отвечает.Очень быстро может на пустом месте возбудиться,разозлиться,пытаюсь ее успокоить,поцеловать,но она с безумной агрессией может вцепиться в лицо.Правда так же быстро успокаивается.  представляю лето,песочницу и плачущего ребенка,который подвернулся под горячую руку моей дочери. Я не знаю как мне вести себя со своей дочерью,что будет когда пойдет обучающий процесс ?!? Я может слишком тренирую свою фантазию,но меня это очень беспокоит уже сейчас.
03.11.2010 08:21:43
mama_ksusha, mama_ksusha, судя по описанию ваша дочка холерик. Тогда в этой статье есть рекомендации по воспитанию холерика
Детское общество - будет конечго проблематично для вас - надо будет всегда стоять на чеку!
03.11.2010 20:40:37
koldina, Дарья,подскажите,а как правильно выстроить именно обучающий процесс с ребенком-холериком? Ребенок легко возбудим,отсюда может возникнуть невнимательность,не способность сконцентрироваться (поправьте, если я ошибаюсь).А давить,опять же,нельзя.Как быть? Простите меня-беспокойную, за такое количество вопросов.
04.11.2010 08:13:28
mama_ksusha, вопросы - это хорошо. Без них - скучно :)
У таких подвижных детей «западает» усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Но развивать – то это надо. В игре, в непринужденной форме. Например, вы ходите с распущенными волосами по квартире, потом выходите на секундучку в коридор, надеваете на волосы резинку и «показываетесь». Если малышка не видит изменений – привлеките к себе внимание. Так же подойдут всевозможные игры – прятки (с игрушками и людьми). Когда подрастет – полезны будут конструкторы (крупные! – иначе не интересно), настольные игры (но не соревновательные!) – и по времени минимальные, рисование, лепка. Всё это хоть на 2-3 минуты будет заставлять вашу дочку «остановиться». На улице в непроизвольной форме – посчитаем, сколько машин, сколько куличиков мы сделали.
Обязательно учите  дочку правилам общения – бить нельзя, толкать нельзя, отнимать нельзя. НО – если она кого-то ударила (вас, например), если вы сразу её отчитаете – она не поймет, потому что слишком возбуждена в данную минуту. А вот когда остынет – наступает самое время для «душевной беседы». Рассказывайте дочке сказки, где герои ведут себя «правильно», а «рассудительность» и «спокойствие» - оказывается им только на руку.
А вообще терпения вам!
04.11.2010 21:09:26
Спасибо,Дарья,за Ваши рекомендации! Поделилась ими с мужем. Одним словом ... -все у нас получиться:)))  смотришь,муж изменит мнение, что нашего ребенка слишком много получилось...и захочет вторую лапочку-дочку:)
05.11.2010 07:36:27
mama_ksusha, пожалуйста. Интересное выражение "слишком много получилось". А почему именно дочку захочет, а не сыночка?
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос